В древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» и «Ригведа», а также в
персидских источниках «Авесты» упоминаются легендарные народы, жившие
несколько тысяч лет тому назад где-то между Индией и Северным океаном.
Даже значительно позднее, в III в. до н.э., китайский император Цинь Ши
Хуанди писал: «…там, далеко на севере находится могущественное
государство с иной культурой и образом жизни…» При этом необходимо
учесть, что в тот период Китай был сильной империей с развитой
металлургией и другими производствами, наукой, культурой.
По дорогам Китая ездил самоходный транспорт, а сам Хуанди летал на
треноге (летательный аппарат, имевший три опоры). Император также знал о
гибели различных завоевателей, вторгавшихся в северные страны. Какие этнические народы населяли эти страны и какова их история? Этот
вопрос занимает умы многих историков. На сегодняшний день известно, что к
таким народом относились также скифы, которые жили на землях,
простиравшихся от Карпат до Байкала и от озера Балхаш до Северного
океана.
В те древние времена в Сибири был более тёплый климат. Через земли
скифов пролегали оживлённые торговые пути по Енисею, Оби, Волге, Дону,
Днепру в Европу и обратно в Китай, Индию, Персию. Эти пути активно действовали вплоть до XV в. н.э. Вспомним последний торговый центр – знаменитую Мангазею XVI в. н.э.
Земли скифов и их соседей привлекали завоевателей не только богатством
этих мест, но и их сакральностью, описанной в древних сказаниях. Из
истории известно, что персидский царь Кир II (Великий) в 521 г. до н.э. вторгся в пределы скифского царства
массагетов, которые под предводительством царицы Томирис на подступах к
своей столице разбили персов, а Кира II казнили. Эта битва произошла на
северном берегу реки Сарысу, в 300 км западнее Караганды. Через
несколько лет из пределов земель современной северо-западной части Китая
вторглись новые завоеватели (предки кайменов и кареитов), которые были
разбиты массагетами недалеко от истоков реки Сарысу (в 200 км к югу от
Караганды). После этого столица массагетов, находившаяся на полпути
между Карагандой и Джесказганом, была перемещена на восток Тургайского
плато, в район между озером Кушмурун и рекой Ишим.
Примерно в 325 г. до н.э. Александр Македонский из района Самарканда
сделал попытку вторгнуться в пределы скифов-массагетов, но, получив
достойный отпор у реки Тургай (западнее Джесказгана 250 км), вынужден
был возвратиться назад.
Историком Геродотом подробно описан поход в 514 г. до н.э. персидского
царя Дария Истаспа в другую Скифию, располагавшуюся между Карпатами и
Доном. Геродот описал границы Скифии и положение соседних с ней народов.
Но за минувшие тысячелетия на карте поменялись все ориентиры. Поэтому
до последнего времени неясны были пути похода Дария в Скифию и его
отступления оттуда, а также о реальных местоположениях народов,
соседствовавших со скифами.
Геродот писал, что, узнав о походе Дария со стороны Дуная, скифы
обратились к соседним царствам с предложением выступить сообща против
персов. Цари гелонов, будинов и савроматов единодушно обещали помощь,
тогда как цари агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов и тавров
отказали в союзе. Возможно, что Дарий заблаговременно уговорил их через
послов соблюдать нейтралитет. В этих условиях скифы решают не давать
открытого сражения. Разделившись на отряды, они начали заманивать персов
внутрь страны и в земли тех народов, которые заявили о нейтралитете,
постоянно нападая на фланги и отдельные отряды персов. Скифы свои семьи и
стада направили в безопасные районы, в глубь степей, лесов, за Волгу.
Войска Дария вслед за скифами переправились через Дон, прошли страну
савроматов, продолжив преследование вплоть до пределов пустыни,
отделяющей будинов от тиссагетов. В пустыне, на реке Оар, Дарий начал
строительство восьми крепостей. Предположительно, крепости возводились в
районе современной Пензы, через которую проходили древние пути народов,
связывавшие восток и запад, север и юг. В этих местах берёт начало ряд
рек, впадающих в Дон и Волгу. Отсюда можно было водным путём попасть в
Азовское море и Каспий, а далее в Персию. Здесь же у крепостей
находилась основная часть персидской армии и пехоты. Отсюда конница
Дария уходила в разных направлениях преследовать скифов. Одна часть
персидской конницы, переправившись через Волгу, дошла до города Гелон
(находившегося на южном берегу Камы) и опустошили его. Но, потеряв здесь
многих своих воинов, персы отступили назад. Вторая основная часть
персидской конницы продолжала преследование скифов вдоль западного
берега Волги, а затем, повернув в западном направлении, пошла вдоль реки
Оки в юго-западном направлении в сторону Истра (Дуная), вторгаясь в
земли меланхленов, андрофагов, невров, агафирсов. Потеряв около 80 тысяч
своих воинов и не достроив крепости, Дарий начал поспешное отступление
всей своей армии к переправе на Дунае. В трёх днях пути от Дунайской
переправы Дарий встретился с войсками скифов, но от битвы уклонился,
уйдя к переправе. Имеется предположение, что в эти земли Дарий приходил
дважды.
В результате многолетних исследований впервые удалось установить
основные ориентиры Скифии и главные центры (города), соседствующих с
ними народов, упоминавшихся Геродом. Например, местоположение главного
города гелонов обнаружилось в Вятской истории города Вештомова, где
сказано, что «…город Бряхимов в древности назывался «Гелон», до которого
доходил персидский царь Дарий Истасп, гнавшийся за скифами в 512 г. до
Р.Х. и оный выжег. Впоследствии город сей назван болгарами «Бряхимов» по
князю Абдряхиме, жившем в нём». Эти сведения подтверждаются и
землеописаниями Российской империи (С.-Петербург, 1818 г.), где
говорится, что на месте Елабуги, по всей вероятности, находился в
древности город Гелон, до которого доходил персидский царь Дарий Истасп,
гнавшийся за скифами. Реальное местоположение города Гелона находилось в
45 км западнее существующего города Елабуга, у села Камские Поляны,
напротив устья реки Вятки. Здесь, как и у Елабуги, в те далёкие времена
проходил под рекой Камой подземный ход, указывающий на важность этого
места. Здесь же имеются следы древнего поселения и далёких битв. Удалось
также определить местоположение главных городов других царств,
сопредельных со скифами (см. карту-схему).
Их местоположение полностью соответствует описаниям Геродота, который
указывал, что по ту сторону реки Герра (р. Десна+Сейм), к северу от
скифов-кочевников, находится та земля, которая называется царской. Выше
земли царских скифов к северному ветру живут меланхлены, племя иное, не
скифское. Выше меланхленов – болота и земля безводная на всём известном
нам протяжении. Выше меланхленов находятся обширные, никем не заселённые
территории. Савроматы живут восточнее Дона и говорят по-скифски,
занимая земли к северу от Азовского моря на расстоянии 15 дней пути.
Выше их живут будины на землях поросших разнообразным лесом. В их
области выстроен город Гелон, где длина каждой его стены равна 30
стадиям (6 км). Там были храмы с алтарями и статуями эллинских богов. У
гелонов общий язык со скифами, но различен с будинами. Будины являются
кочевниками и исконными жителями этих мест. Выше будинов, к северу, идёт
сначала пустыня на расстоянии более 10 дней пути. За пустыней в
северо-восточном направлении живут тиссагеты-охотники. Рядом с ними
обитают иирки-охотники. Выше иирков живут представители отколовшихся
царских скифов на плодородных равнинных землях. Далее простирается земля
каменистая и неровная, на которой живут аргиппеи, достигая берегов
Северного океана. К востоку от аргиппеев жили исседоны, занимая земли
между приполярным Уралом и рекой Таз (по обе стороны Оби). К востоку от
исседонов находились аримаспы, являющиеся скифским народом. Дионисий в
своём «Землеописании» называет их «арейманы» (воинственный народ ариев).
Они располагались по обоим берегам Енисея, от устья Нижней Тунгуски до
Северного (Кронийского) океана. Об аримаспах писали, что они похищали
золото у грифонов, стерегущих выходы плутоновых потоков, содержавших
драгоценный металл. Удивительно, что геологам неизвестны эти потоки. У
побережья Северного океана, севернее аримаспов, к востоку от устья
Енисея, на Таймыре, жили легендарные гипербореи, славившиеся сказочными
чудесами, знаниями.
Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.) 1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 –
тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 –
исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские
Упоминавшееся Геродотом царство массагетов-скифов находилось в V в. до
н.э. между южным Уралом и оз. Балхаш. Их столица находилась к северу от
реки Сарысу (Царица?), в 200 км западнее Караганды. Восточнее Урала, севернее массагетов, в царстве исседонов жили предки калмыков. Исследования показали, что в V в. до н.э. скифские народы жили не
только в южных районах нашей страны, но и далеко на севере, вплоть до
берегов Северного (Кронийского или Скифского) моря-океана. На картах XVI в. также указывается размещение скифов по обеим сторона Урала.
Тайна Великой Скифии ждёт своей дальнейшей разгадки не только и не
столько у берегов Чёрного моря. Исследователей ждут новые открытия и
находки, включая гигантский медный котёл ёмкостью в 600 амфор,
спрятанный в землю (при нашествии Дария) вместе с другими реликвиями и
письменными материалами. На месте разрушенного персами города Гелона (на
Каме) археологов ждут также интересные находки. Основные древние города
скифов, привлекавшие к себе взоры завоевателей, находились на землях от
района Урала до Красноярского края. Там же были их главные культовые
центры, скрытые от нас тайной тысячелетий, как и священные усыпальницы
славных скифских царей и вождей. «Необъявленный Визит», 2(40), 1998 Источник
|